Каретный ряд

Сквозь зеркальные окна этих музеев видно, как мчатся по гладкому асфальту блестящие обтекаемые автомобили, как едут по улице грузовики-тяжеловозы, нарядные автобусы. В этом соседстве высокие замысловатые кареты кажутся странными немощными. Но именно они дали первым автомобилям легкие кузова, ажурные прочные колеса, мягкие рессоры, тормоза.

И теперь еще многие типы автомобильных кузовов носят названия, некогда принадлежавшие конным экипажам,– купе, фаэтон, кабриолет… Мы называем рессоры автомобиля подвеской, обтекаемые кожухи над колесами–крыльями, хотя кузов автомобиля не «подвешен» к раме на ремнях, как это было у конных экипажей, а его округлые «крылья» не имеют ничего общего с плоскими, дребезжащими брызговиками экипажей.

Экипажное, или каретное, ремесло, существовавшее в течение многих столетий, превратилось в начале XIX столетия в своеобразную индустрию. В Москве экипажные мастерские группировались в Тележном ряду, который позднее стали называть Каретным рядом.

В больших каретных мастерских работали специалисты многих профессий. Деревообделочники-кузовщики и кузнецы, токари и слесари, шорники, стекольщики и маляры. Давно прошла пора, когда каретник делал всю работу в одиночку, «сам и обобьет, сам и лаком покроет», как говорил гоголевский Собакевич про своего каретного мастера.

Каретный ряд

 

Экипажи имели округленные, бочковидные, стенки. Для того чтобы придать кузову нужную форму, от мастеров-кузовщиков требовалась большая точность и сноровка. Из дерева выпиливали или гнули, распарив его в горячей воде, бруски сложной формы. Бруски образовывали скелет кузова – каркас. Каркас обшивали тонкими, гибкими планками и обтягивали кожей. Обтяжку делали из одного куска кожи, предварительно его размачивая. Эту работу выполняли шорники. Они же делали красивую обивку подушек и стенок кузова с внутренней стороны экипажа.

В XIX веке деревянные оси во всех колясках уступили место железным, а прежние недолговечные ремни – подвески кузова к раме – надежным рессорам из упругих стальных полос. Металлические детали применялись и для наружной отделки кузова: для петель, ручек, фонарей, багажных решеток на крыше, крыльев, подножек. Так что и на долю кузнецов, токарей, слесарей доставалось много работы.

Экипажное колесо, составлявшееся из нескольких частей, изготовлялось с особой тщательностью: ведь оно должно было быть очень прочным, чтобы выдерживать все удары тогдашних неровных дорог. Самой кропотливой была работа маляров, вернее, лакировщиков. Кузов кареты отделывали, как дорогую шкатулку. И не только для красоты. Краска и лак должны были оберегать деревянные и металлические части кареты от воздействия дождя, снега и пыли.

После лакировщиков за экипаж принимались живописцы и резчики. Они украшали дверцы гербами, делали на кузовах затейливые резные узоры, вензеля, карнизы. На дорогих каретах некоторые детали были литые, в виде звериных голов или змей, а гербы делались из меди, серебра и даже золота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *