Предшественники автомобиля

Вряд ли можно найти в истории транспорта другое такое важное изобретение, как колесо. До этого человек знал, не считая, конечно, пешего хождения и плавания, только два средства передвижения, два вида транспорта,– верховую езду и перевозку тяжестей на волокуше.
При раскопках в Закавказье и в Египте найдены колеса и грубые деревянные повозки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Древние египтяне и скифы изобрели колесо, посадили его на ось, нагрузили ось ящиком и впрягли в эту повозку – это была уже повозка – сначала одного, а потом двух и больше быков.

Когда же медлительных быков заменили быстроногими конями, а грубую и тяжелую повозку более легкой, но изготовленной из прочных материалов, родилась колесница – первый пассажирский экипаж. Колесницы использовались и в бою – для стремительного преследования неприятеля.

Примеру скифов и египтян последовали ассирийцы, греки и римляне, а затем галлы, германцы, бритты. Они пользовались повозками в своих путешествиях и особенно на войне. Дорог тогда почти не было (только римляне построили каменные дороги в завоеванной ними Западной Европе, да и то в небольшом количестве), и повозки приходилось делать очень прочными, а потому грубыми и тяжелыми, чтобы они не разваливались от тряски на бездорожье.

Предшественники автомобиля

Кое-где в Турции, в Иране и Египте в качестве регулярного пассажирского транспорта сохранились и поныне арбы с волами в упряжке. Арбы, иногда разукрашенные расписными и накладными узорами, совершенно неудобны для поездок. Внутреннее устройство кузова состоит из ковра, положенного на пол, на котором люди сидят, поджав ноги, и ощущают каждый толчок колес. Особенно плохо приходится пассажирам, когда арба сходит с гладкого асфальта на булыжник или на проселочную дорогу. Какова же была езда в средневековых колымагах, если самой лучшей дорогой была римская мостовая, сделанная из крупных, грубо отесанных камней!

«Противники карет,– писал один историк,– исходили из того, что путешественникам впредь не нужно будет покупать ни шпаг, ни пистолетов, что будет сохранена их одежда, и что даже вина и пива на постоялых дворах будут употреблять значительно меньше. Само человечество, как говорили, изнежится, так как верховая езда выйдет из употребления и люди отвыкнут переносить мороз, жару, снег или дождь, вообще отвыкнут бороться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *